Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у
учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем,
воспитание патриотизма – это та неустанная работа, которая должна проводиться
не только во внеурочное время, но и на уроках.
На уроке математики воспитание осуществляется посредством четырех
факторов:
·
через содержание образования;
·
через методы и формы обучения;
·
через использование случайно возникших и
специально созданных воспитывающих ситуаций;
·
через личность самого учителя (прежде всего и в
наибольшей степени).
1)Одним из направлений воспитательной деятельности учителя может стать
использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений,
высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках,
но и патриотического содержания.
1.«Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими –
достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить
своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может
уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением
приблизиться к совершенству» Л.Н. Толстой.
2."... мы проиграли русским за школьной партой". Дж.
Кеннеди.
3. «Арифметика и геометрия нужны каждому воину». Платон.
2) В обучении математике с точки зрения патриотического
воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учётом
дидактических и методических требований. Решение задач, включающих
исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и
познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не
просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а
пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков.
Решение задач с практическим содержанием дает возможность учащимся задуматься о
тяготах военных лет. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное,
выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка.
1) Конструкторы в годы войны создали немало первоклассной
техники, среди них – истребитель «ЯК-3» (А.Яковлев). Максимальная скорость
«ЯК-3» 720 км/ч., а немецкого истребителя «Мессершмитт Bf.109» на 120 км/ч.
меньше скорости «ЯК-3» и на 30км/ч больше скорости другого истребителя
Фокке-Вульф FW-190. Найти скорость немецкого истребителя и сравнить их со
скоростью «ЯК-3».
2) Построить столбчатую диаграмму по соотношению сил СССР
и Германии
Боевые силы
|
Красная Армия
|
Германские войска
|
Личный состав
|
1200000
|
1800000
|
Количество танков
|
990
|
1700
|
Количество орудий
|
7600
|
14000
|
Количество самолётов
|
667
|
1390
|
3) Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не
хватает. Вы изучаете много произведений, где говорится, как голодали люди во
время засухи, во время войны.
Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба
массой в 1 кг? (125 г).
Одна такая "восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в
самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым
трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы
были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков,
раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны
врагом. Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была
проложена в город дорога, названная дорогой жизни.
4) Во время Великой Отечественной войны погибло примерно 20
млн. советских граждан. Это составляет 40% от общего количества погибших во
время второй мировой войны. Сколько человек погибло во время второй мировой
войны?
5) в 8-м классе при прохождении темы "Таблица квадратов и
квадратных корней” можно рассказать о штурманских таблицах, разработанных
сотрудниками математического института Академии наук СССР и широко
применявшихся во время войны в авиации дальнего действия. Ни в одной стране не
было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности.
а одиннадцать лет обучения в школе ученик приобретает множество
разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача
воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь
формированию душ учащихся.
В
заключении хотелось бы отметить, что прежде чем воспитывать на уроке математике
патриота, нужно для начала заинтересовать самим предметом, чтобы его изучали не
с одной лишь целью сдать егэ, а чтобы их интерес к предмету был настолько
велик, чтобы они сами могли бы делать различные научные открытия в этой
области, а следовательно прославлять свою страну и быть патриотом своей Родины слайды к презентации
скачать материал
|