Пояснительная записка к учебному плану для 5-го класса, реализующего в 2014-2015 учебном году ФГОС ООО
Учебный план составлен на основе нормативных документов, регламентирующих основные подходы к разработке учебного плана общеобразовательных школ:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. No189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации в общеобразовательных учреждениях»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. No 1897;
- Письмо Министерства образования и науки России от 12 мая 2011 года No 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием (вместе с «рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся»);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования;
- Закон Свердловской области от 15.07.2013 №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;
- Устав ОУ;
- Основная образовательная программа основного общего образования.
С 1 сентября 2014года ОУ начинает реализацию ФГОС нового поколения, начиная с пятых классов.
Целями реализации учебного плана являются:
— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
В школе созданы условия для реализации ФГОС ООО (кадровые, материально-технические, учебно-методические, нормативно-правовые, психолого-педагогические, информационно-методические):
• созданы нормативно-правовая база по введению ФГОС ООО и образовательная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО для 5-х классов;
• определен учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию ФГОС ООО;
• разработаны рабочие программы по предметам.
Обязательная часть учебного плана 5-х классов определяет состав обязательных учебных предметов и учебное время, отводимое на их изучение. В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:
• филология (русский язык, литература, иностранный язык);
• общественно-научные предметы (история, обществознание, география);
• математика и информатика (математика);
• естественно-научные предметы (биология);
• искусство (изобразительное искусство, музыка);
• технология (технология);
• физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура).
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. В 5 классе данная часть учебного плана представлена предметами:
«Культура безопасности жизнедеятельности»
«Декоративно-прикладное искусство»
«Древняя история в лицах»
«Умелые руки»
Введение этих предметов нацелено на воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности, формирование навыков сотрудничества, умение ориентироваться в современной социокультурной среде, отечественном, духовном и культурном наследии, формирование понимания духовно – нравственного смысла важнейших видов человеческой деятельности.
Внеурочная деятельность организуется за рамками учебного плана по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Реализация внеурочной деятельности осуществляется через возможности школы и учреждений дополнительного образования детей. Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
Режим работы в 5-х классах по шестидневной учебной неделе. Основное общее образование (5 класс)
Предметные области
|
Учебные
предметы
Классы
|
Количество часов в неделю
|
Количество часов в год
|
V
|
V
|
|
Обязательная часть
|
|
Филология
|
Русский язык
|
5
|
175
|
Литература
|
3
|
105
|
Иностранный язык
|
3
|
105
|
Математика и информатика
|
Математика
|
5
|
175
|
Алгебра
|
|
|
Геометрия
|
|
|
Информатика
|
|
|
Общественно-научные предметы
|
История
|
2
|
70
|
Обществознание
|
1
|
35
|
География
|
1
|
35
|
Естественно-научные предметы
|
Физика
|
|
|
Химия
|
|
|
Биология
|
1
|
35
|
Искусство
|
Музыка
|
1
|
35
|
Изобразительное искусство
|
1
|
35
|
Технология
|
Технология
|
2
|
70
|
Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности
|
ОБЖ
|
|
|
Физическая культура
|
3
|
105
|
Итого
|
28
|
980
|
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Культура безопасности жизнедеятельности
Декоративно-прикладное искусство
История «Древняя история в лицах»
Технология «Умелые руки»
|
3
|
105
|
Максимально допустимая недельная нагрузка
|
32
|
1085
|
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) *
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пояснительная записка
к учебному плану 6 – 11 классов
2014 – 2015 учебный год
- Нормативно-правовая основа формирования учебного плана.
Учебный план школы является нормативным документом, определяющим перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по уровням общего образования и учебным годам. Учебный план ОУ соответствует структуре и содержанию образовательного процесса.
Учебный план МКОУ СОШ № 10 р.п. Верхние Серги, реализующий программы основного общего и среднего общего образования, составлен с учётом потребностей всех субъектов образовательного процесса и разработан в соответствии со следующими нормативными документами, определяющими содержание общего образования:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312»
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием (вместе с «рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся»)
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования
- Закон Свердловской области от 15.07.2013 №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»
- Устав ОУ
- Основная образовательная программа основного общего образования.
- Образовательная программа ОУ
Алгоритм составления учебного плана:
1.Анализ работы ОУ по реализации учебного процесса за прошлый учебный год.
2.Изучение потребностей учащихся и родителей.
3.Изучение возможностей педагогического коллектива.
4.Анализ научно-методического обеспечения образовательного процесса.
5.Организационно-методическое обеспечение (педсоветы, семинары, консультации).
6.Разработка проекта учебного плана с последующим обобщением.
7.Экспертиза учебного плана.
2. Основными целями школы являются:
- Формирование общей культуры личности, обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
- адаптация обучающихся к жизни в обществе;
- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- формирование здорового образа жизни.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».
Режим работы в 6-11 классах по шестидневной учебной неделе.
Учебный план 6 – 9 классов разработан с учетом кадровых, материально – технических условий школы и её программно – методического обеспечения.
Условия школы позволяют освоить программы на базовом уровне, что дает возможность осуществлению преемственности в обучении по образовательным ступеням, а также позволяет учащимся основной и средней школы, опираясь на полученное базовое образование, продолжать обучение в средних и высших учебных заведениях. Учебные занятия проводятся по общепринятой классно - урочной системе.
Учебный план отражает основные задачи, стоящие перед школой – обеспечение гарантий качественного образования в соответствии с Государственными стандартами; формирование социально зрелой личности школьника, способной адаптироваться к новым экономическим и социальным условиям.
Учебная нагрузка обучающихся состоит из часов федерального, национально-регионального компонентов и компонента образовательного учреждения.
Федеральный компонент учебного плана 6 -9-х классов представлен следующими учебными предметами: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика и ИКТ», «История», «Обществознание» (включая экономику и право), «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Искусство (Музыка и ИЗО)», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)», «Физическая культура».
В соответствии с Федеральным документом «Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 01.02.2012 №74) часы родного языка и литературы из национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения передаются в федеральный компонент на изучение русского языка в 6 классах - 3 часа в неделю, в 7 классе – 1 час в неделю, т.к. программы Ладыженской Т.А. и Баранова М.Т. рассчитаны на 6 часов в 6 классе и на 4 часа – в 7 классе. Это связано со снижающейся грамотностью и необходимостью тщательной работы над орфографией обучающихся
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения представлен предметами:
Культура безопасности жизнедеятельности (5-7,9 классы)
Декоративно-прикладное искусство (5-6 классы)
Культура Урала (7 класс)
«Знай и люби родной язык» (6 класс)
«За страницами учебника» (7 класс)
«Лингвистический анализ текста (8 класс)
«Трудные случаи русской пунктуации» (8 класс)
«Вопросы грамматики и развития речи» (9 класс)
«Практика написания сочинения – рассуждения» (9 класс)
«Математика очевидная и невероятная» (9 класс)
«Алгебра учит рассуждать» (8 класс)
«Алгебраические уравнения и неравенства» (9 класс)
«История в лицах» (7 класс)
«История Урала» (9 класс)
«Путешествие по морям и континентам» (7 класс)
«Окружающая среда и здоровье человека» (7 класс)
«Решение расчётных задач по химии» (8 класс)
«Кладовая народных ремёсел» (6 класс)
«Графика с основами дизайна» (7 класс)
Сохраняя преемственность учебного плана, учитывая наличие подготовленных кадров и необходимых условий в 6-7-х, 9-х классах учащиеся будут изучать предметы регионального(национально-регионального) компонента: «Культура безопасности жизнедеятельности», «Декоративно-прикладное искусство», «Культура Урала», «История Урала»
В 9 классе в рамках компонента образовательного учреждения организуется предпрофильная подготовка учащихся (курс «Твоя профессиональная карьера»). После 9 класса от 30 до 50% выпускников продолжают обучение в профессиональных учебных заведениях. Данный курс поможет учащимся сделать выбор дальнейшего обучения.
Введение в учебный план ОУ данных курсов и предметов обеспечивает решение основных задач образования:
- освоение содержания основных форм научного познания окружающего мира через различные учебные дисциплины;
- формирование навыков самостоятельного и осознанного включения в разнообразную деятельность по образованию и самообразованию на основе требований, предъявляемых учителями, родителями, сверстниками;
- создание условий для возможности осознанного выбора содержания образования, возможного варианта профильного обучения и организации познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными интересами ребёнка;
- воспитание чувства сопричастности к малой родине в контексте российской истории и современного социально-экономического развития;
включение в позитивную созидательную деятельность.
Главными целями основного общего образования являются:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям. Среднее общее образование – завершающий уровень общего образования, призван обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющие себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Выпускники старшей школы должны владеть следующим набором компетенций:
- уметь реализовывать в повседневной жизни, полученные в школе знания и навыки;
- владеть навыками саморазвития и умело их использовать для повышения личной конкурентоспособности;
- проявлять заботу о родном крае, своей стране;
- иметь ценностное отношение к основным нравственным, эстетическим, трудовым нормам, характерным для жителей региона и многонациональной России в целом;
- знать собственные индивидуальные особенности, определяющие возможность обоснованного выбора содержания будущего профессионального образования;
- владеть навыками самоорганизации для реализации собственных положительных качеств и преодолении установок, негативно влияющих на психофизическое и социальное здоровье подрастающего поколения;
- планировать ближайшее и отдаленное будущее, обоснованно выбирать варианты реализации жизненных планов;
- владеть основными знаниями и навыками, необходимыми для создания благополучной семьи.
В 10 - 11 классах образовательным учреждением организовано универсальное обучение, исходя из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих).
Учебная нагрузка обучающихся состоит из часов федерального, регионального (национально-регионального) компонентов и компонента образовательного учреждения.
Федеральный компонент учебного плана 10 - 11-х классов Обязательные для изучения предметы среднего общего образования: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика и ИКТ», «История», «Обществознание (включая экономику и право)», «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура», «Мировая художественная культура», «Технология».
Изучение естественнонаучных дисциплин в 10-11 классах представлено отдельными предметами «Физика», «Химия», «Биология». Химия и биология изучаются на базовом уровне по 1 часу в неделю, физика – по 2 часа в неделю.
Предмет «География» изучается в объеме 70 часов за два года. Предмет «Обществознание» изучается отдельным курсом (включая экономику и право).
Предмет «Информатика и ИКТ» изучается отдельным курсом и является необходимой составляющей учебного плана старшей школы.
В 10-11 классах предмет «ОБЖ» изучается как самостоятельный с учебной нагрузкой - 70 часов за 2 года. В 10 классе для юношей проводятся обязательные учебные пятидневные сборы по основам военной службы по 40-часовой программе.
Предмет «Искусство» представлен в учебном плане школы «Мировой художественной культурой»: по1 часу в 10, 11 классах (2 часа за два года).
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения
Выбор обучающихся на ступени среднего общего образования определяется в учебном плане элективными и факультативными курсами по русскому языку, математике, физике, химии, обществознанию. Учебные часы инвариантной части учебного плана дополняются часами регионального и школьного компонентов, что позволяет расширить условия для самореализации обучающихся, полнее удовлетворять образовательные потребности обучающихся и родителей.
Выполнение учебного плана ступени среднего общего образования должно способствовать решению следующих задач:
- подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после школы, исходя из сложившихся культурно-исторических, экономико-географических, экологических и геополитических особенностей региона;
- формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края на основе умелого владения способами самоорганизации своей жизнедеятельности;
- обеспечение дальнейшего процесса активного самопознания, умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения на основе принятия нравственных ценностей культуры региона и страны в целом;
- углубление и расширение знаний об общем и особенном в культуре проживающих в регионе этносов, тенденций развития их трудовой, семейно-бытовой, нравственной, эстетической деятельности в условиях глобализации в начале 21 века;
- создание условий для национально-культурного самоопределения выпускника средней школы.
Обеспеченность учебного плана кадровыми, программно-методическими и материально-техническими ресурсами полная.
Возможности учебного плана расширяются за счет задействования образовательного пространства, включающего:
- дополнительное образование;
- внеклассную работу по предметам, организуемую через предметные недели, школьные, районные туры олимпиад и др.;
- участие в конкурсах, играх, программах различного уровня;
- участие учащихся в проектной и исследовательской деятельности с представлением ее результатов на ежегодной общешкольной научно-практической конференции и пр.
Основное общее образование (6-9 классы)
Учебные предметы
|
6 класс
|
7 класс
|
8 класс
|
9 класс
|
Количество часов в неделю
|
Федеральный компонент
|
Русский язык
|
6
|
4
|
3
|
2
|
Литература
|
2
|
2
|
2
|
3
|
Иностранный язык
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Математика
|
5
|
5
|
5
|
5
|
Информатика и ИКТ
|
|
|
1
|
2
|
История
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Обществознание (включая экономику и право)
|
1
|
1
|
1
|
1
|
География
|
1
|
2
|
2
|
2
|
Природоведение
|
|
|
|
|
Физика
|
|
2
|
2
|
2
|
Химия
|
|
|
2
|
2
|
Биология
|
1
|
2
|
2
|
2
|
Искусство (Музыка и ИЗО)
|
2
|
2
|
1
|
1
|
Технология
|
2
|
2
|
1
|
|
Основы безопасности жизнедеятельности
|
|
|
1
|
|
Физическая культура
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Итого по федеральному компоненту
|
28
|
30
|
31
|
30
|
|
Далее >>
|