Математика 2 класс.
Тема: конкретный смысл действия умножения.
Основная тема обучения: Умножение и деление
Тема урока: Конкретный смысл умножения.
Цели урока: Создать
условия для ознакомления с новым действием
- «умножением».
Познакомить с понятием «умножение».
Формировать умения заменять сложение одинаковых слагаемых умножением.
Формировать навыки быстрого решения
задач.
Развивать математическую речь, логическое мышление.
Развивать навыки каллиграфического письма, ориентироваться в записях в
тетради.
Развивать внимание при работе с тетрадями, учебниками, доской,
иллюстративным материалом.
Формировать навыки самостоятельности в работе,
Способствовать развитию коммуникативных отношений, творческому
содружеству;
·
Создавать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и
интеллектуальных способностей обучающихся.
Создание ситуации успеха.
Оборудование: Учебник
«Математика» - 2 (УМК Моро М.И. и др),
распечатки для решения примеров, мультимедийная презентация,
мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока.
I. Организационный
момент.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый
наш класс.
И для меня уже
награда
Внимание ваших умных
глаз.
Я знаю, каждый в
классе гений,
Но без труда талант
не впрок.
Возьмём же ручки и
мелок
И вместе сочиним
урок.
2. Сообщение целей
урока.
- Сегодня на уроке мы отправимся в «икс»- педицию к
математическому полюсу.
Чтоб дорогу нам найти,
«Икс» - педицию надо провести.
И в этой «Икс» - педиции
На вас я буду полагаться,
На вашу эрудицию
В дороге опираться.
Задачи в «Икс» - педиции
Для вас, для всех, для всех.
От их решенья быстрого
Зависит наш успех!
3. Устный счёт.
-Несколько
человек отправляются в секретную комнату (работа по карточкам: Слесарев Семен,
Хромов Данил, Слесарева Таня)
- Сначала я хочу
убедиться, что все в нашем классе готовы к испытаниям. Я вам задаю вопрос – вы говорите ответ.
- Я задумала число. Если к нему прибавить 14, то получится
21. (7)
- Сумма двух чисел равна 17. Одно слагаемое 8. Чему равно
другое слагаемое?(9)
- Продолжите ряд: 2, 4, 6…
Что общего в этом
ряду? ( все числа однозначные, четные)
Какую закономерность
обнаружили? (+2)
Какое следующее
число? 2,4,6,8,10
Посмотрите на
получившийся ряд. Какое число лишнее? (10-двузначное)
Как мы получили
число10? (считали двойками)
Сколько двоек нужно
сложить, чтобы получилось 10? (5: 2+2+2+2+2=10)
СОБРАТЬ КАРТОЧКИ
- Хорошо! Раз вы так хорошо умеете считать, тогда можно отправляться
в путь.
Во время «икс» - педиции нужно будет вести записи.
- Итак, друзья, внимание, вот новое задание.
На слайде: 57 - х = 27
- Надо узнать, чему равен Х. Икс- это что-то неизвестное.
Поэтому у нас математическая «икс»-педиция. Как будем рассуждать
- Сосчитайте.
4. Объяснение нового материала.
- А вы знаете, что это не случайно? Дело в том, что 40
разбойников тоже отправились в экспедицию, но в другую страну, и цель у них
совсем другая. Но они не могут идти незамеченными. Поэтому попросили нас помочь
сгруппировать их по 5 человек, но они не знают, сколько групп получиться: если
будет больше 9, то их заметят.
- У вас на партах лежат листочки в клеточку. На них вы
будете делать расчеты. Кружочками обозначено количество разбойников. Сосчитайте
число групп, объединяя их по 5.
- Сколько получилось групп?
(Получилось 8 групп. Значит, разбойники пройдут
незамеченными.)
- Давайте сделаем отметку в тетради. Запишем на
математическом языке, что мы сделали.
- По сколько мы объединяли? ( По пять.)
- Сколько всего было разбойников? 40
- Значит, если всё сложить, то получиться 40.
Запись на доске:
5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 +5 = 40
Сколько групп получилось? 8 групп.
Вывод: по 5 мы взяли
8 раз.
- Ребята, нам надо пройти через горы. Сколько у нас человек
в классе?20
- Чтобы пройти через горы нам надо построиться парами, чтобы
никого не потерять.
У вас на листочке нарисованы квадраты. Пересчитайте сколько
их? 20
- По сколько квадратиков мы будем объединять? По 2.
- Сосчитайте, сколько пар у нас получиться. (10 пар.)
ПОСТРОИТСЯ
- Как записать это с помощью математической записи??
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 22
- Какой вывод мы можем сделать?
- По 2 мы взяли 11 раз.
- А сейчас привал. Мы перешли через горы, пора перекусить.
Сядем на пенёк съедим пирожок, каждому по два пирожка. Давайте запишем.
- Сколько раз по 2 надо будет сложить? 20, так как нас в классе
20 человека.
( Учитель пишет на доске, сбивается, предлагает ещё раз
посчитать.)
- Как вы думаете, удобно так записывать? Мы с вами по 2
взяли 22 раза, а пока всё сосчитаем и урок закончится…
Для удобства в
математике есть действие - умножение, придумали
+ заменять крестиком или точкой. И запись становится короче.
Группы разбойников можно записать так:
5 Х 8 = 40
Учитель читает: 5
умножить на 8 или по 5 взяли 8 раз. (Повторите хором, повторят 1-2 ученика).
- Запишите самостоятельно пример про пирожки в тетрадь,
используя знак умножения. Кто желает записать пример на доске?
- Проверьте с доски: 2 Х 20 = 40
- В каком случае мы можем заменить сложение умножением?
( Если все слагаемые одинаковые.)
- Вывод: если мы складываем одинаковые числа, то сложение мы
можем заменить умножением.
- Замените сумму
слагаемых умножением (на слайде)
5. Физкультминутка. (ПРИВАЛ)
Руки ставим все вразлёт,
Появился самолёт,
Мах крылом туда – сюда,
Делай раз и делай два.
Раз и два, раз и два.
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Раз и два, раз и два.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один, плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
6. Закрепление.
*Практическая работа
по группам
В нашей икс-педиции важно работать дружно, сплоченно,
помогать друг другу
Там, где трудно
одному,
Справлюсь вместе с
вами!
Где чего-то не пойму,
Разберем с друзьями!
- Составьте задачи на умножение, используя
выданные предметы
Записать
*Работа по учебнику.
№ 1 с.49 Рассмотри рисунки и закончи записи.
* Работа с
электронным учебником
(по цепочке)
7. Работа над
задачами. Самостоятельная работа.
- Запишите решение задач, используя новое действие умножение.
ВЗАИМОПРОВЕРКА
10. Итог урока.
- Какое открытие сделали
во время экспедиции ?
На сегодня наш путь
окончен, пока мы не выполним домашнее задание,
дальше идти нельзя. Запишите домашнее задание: № 4, №5 с.48
РЕЗЕРВ
3. Задача:
Ребята посадили около школы 16
тополей, а березок на 5 больше, чем тополей.
- Что вы заметили?
- Это задача
- Дополните текст так, чтобы
получилась простая задача.
(Предложения детей)
- Дополните этот же текст так, чтобы
задачу нужно было решить двумя действиями.
(Дети высказывают своё мнение)
- Запишите решение задачи.
- Нужно ли сажать деревья?
- Какую роль играют растения в жизни
людей?
- Как нужно вести себя в природе,
чтобы не причинить растениям вреда?
(Ответы детей)
- Как хорошо, что есть растения! Без
растений не было бы жизни на нашей планете Земля. Берегите растения.
VII. Итог урока. Рефлексия.
Я тоже посадила дерево. Дерево
успеха. Только оно без листьев. У вас на партах лежат зелёные листочки. Кто
разобрался в сегодняшней теме, узнал что-либо новое, приобрёл знания, подарите
листочек нашему дереву.
(Дети приклеивают листочки).
Спасибо, ребята. Я очень рада вашим
успехам.
Наши знания – это богатство, которое
мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Какие знания
приобрели сегодня вы? Что положили в свои сундучки?
|