http://content-filtering.ru/Eduandinet/
Памятка родителям. Дети и Интернет.Источник: Аргументы и факты
В настоящее время дети активно пользуются Интернетом, а зачастую проводят в Сети даже больше времени, чем взрослые. Юные пользователи осваивают сервисы мгновенных сообщений (ICQ и пр.), общаются на форумах и в чатах, каждый день узнают много новой увлекательной и образовательной информации. Использование современных информационных технологий, несомненно, полезно, но не всегда безопасно для детей.
Начинать свое знакомство с виртуальной реальностью ребенок должен под присмотром взрослых. Именно родители и преподаватели смогут ответить на все "почему" и "как", а также предостеречь от возможных опасностей и ошибок.
Основные
советы:
|
Прежде, чем позволить ребенку пользоваться Интернетом, расскажите ему о возможных опасностях Сети (вредоносные программы, небезопасные сайты, интернет-мошенники и др.) и их последствиях. |
|
Объясните ребенку, что при общении в Интернете
(чаты, форумы, сервисы мгновенного обмена сообщениями, онлайн-игры) и других
ситуациях, |
|
Объясните ребенку, что нельзя разглашать в
Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес,
название/номер школы и т.д.), |
|
Четко определите время, которое Ваш ребенок
может проводить в Интернете, |
|
Помогите ребенку понять, что далеко не все, что он может прочесть или увидеть в Интернете - правда. Приучите его спрашивать то, в чем он не уверен. |
|
Не позволяйте Вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. |
|
Объясните ребенку, что нельзя открывать файлы, полученные от неизвестных пользователей, так как они могут содержать вирусы или фото/видео с негативным содержанием. |
|
Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены антивирусные программы, средства фильтрации контента и нежелательных сообщений. |
|
Контролируйте деятельность ребенка в Интернете с помощью специального программного обеспечения. |
|
Проверяйте актуальность уже установленных правил. Следите за тем, чтобы Ваши правила соответствовали возрасту и развитию Вашего ребенка. |
Безусловные
преимущества использования Интернет
В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни, бизнеса, политики, науки и образования.
Использование Интернета дома и в образовательных учреждениях позволяет повысить эффективность обучения, а так же получать свежие новости в интересующей области не только родителям и педагогам, но и учащимся, в том числе школьникам.
Cкрытые и открытые угрозы Интернет
Однако бурное развитие Интернета
несет также существенные издержки. Современная научно-образовательная
информационная среда характеризуется большим количеством образовательных
ресурсов с неструктурированной и мало того, еще и не всегда достоверной
информацией.
Объем подобных ресурсов растет в геометрической прогрессии.
Таким образом, неуклонно возрастает потребность в обеспечении
эффективного использования информационных научно-образовательных ресурсов.
Кроме того, наряду с полезной и необходимой информацией пользователи сталкиваются ресурсами, содержащими неэтичный и агрессивный контент. Порнография, терроризм, наркотики, националистический экстремизм, маргинальные секты, неэтичная реклама и многое другое — яркие примеры контента, с которым могут соприкоснуться дети и подростки.
Бесконтрольное распространение нежелательного контента противоречит целям образования и воспитания молодежи.
Отказываться от благ информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ детей к Интернету может привести к:
·
Киберзависимости
·
Заражению вредоносными программами
при скачивании файлов
·
Нарушению нормального развития ребенка
·
Неправильному формированию
нравственных ценностей
·
Знакомству с человеком с недобрыми
намерениями
Со способами защиты от кибер угроз Вы можете ознакомиться в соответствующем разделе, а так же прочитать статьи, посвященные данной тематике.
Зомби в паутине. Когда увлечение Интернетом превращается в
зависимость?
В Москве появились первые клиники, в которых
лечат от интернет-зависимости
Сколько времени вы ежедневно проводите в Сети? А ваш ребёнок? — 5 часов в сутки
— это уже тревожный показатель, — считает Владимир Малыгин, доктор медицинских
наук, профессор, завкафедрой психологического консультирования и психотерапии
МГМСУ. — Но продолжительное застревание в Сети — не единственный повод говорить
о наличии зависимости. Важно и то, что именно человек делает в Интернете. Одно
дело, если это его работа, производственная необходимость, и другое — если он
бесцельно, как по мусорной свалке, ползает по поисковым сайтам, удовлетворяя
своё любопытство. Или играет в сетевые игры, общается в чатах, знакомится,
занимается киберсексом, при этом отказываясь от нормального личного общения, от
дружбы, любви, учёбы, карьеры. Вытеснение радостей и интересов реальной жизни —
самый важный признак наличия зависимости.
Провода
обрезать бесполезно
Через злоупотребление Интернетом — когда с ним
забавляются, как с новой игрушкой, — проходят все. Но не все остаются в
виртуальном пространстве.
В зависимости от свойств характера люди
обращаются к разным ресурсам Интернета.
Тот, кто вспыльчив, эмоционально неустойчив,
агрессивен, скорее подсядет на различного рода «стрелялки» — игры, которые
часто связывают с совершением преступлений в реальной жизни. Мы изучали
поведение таких людей и обнаружили у них повышенный уровень агрессивности и
тревожности. Можно предположить, что у некоторых из них игра агрессию снижает,
у других, наоборот, ещё больше повышает. И хотя нельзя сказать, что
деструктивные игры напрямую провоцируют преступления, в любом случае они не
обучают человека нормальному поведению. Поэтому их, прежде чем допускать к
продаже, необходимо подвергать психологической экспертизе, как в большинстве
стран.
К многоуровневым онлайн-играм, общению в чатах
чаще обращаются робкие, тревожные, погруженные в себя подростки. Им сложно
решать частые в этом возрасте межличностные конфликты, а в Интернете общение
спокойно, безопасно. Чаще всего за помощью обращаются родители студентов. Пока
ребёнок учится в школе, возможности пользования Всемирной паутиной у него всё
же ограниченны. Да и конфликты со сверстниками пока ещё не воспринимаются
слишком серьёзно. Но на первом-втором курсе начинаются проблемы. С высокой
долей вероятности они возникают у детей, которые рано пошли в школу, досрочно
поступили в вуз. Они всегда находятся среди старших, которые их отвергают, и
скрываются от обидчиков за волшебным монитором. Опасность — не в пребывании в
Интернете, а в том, что зависимость от виртуального пространства вызывает
задержку социального и эмоционального развития — неспособность работать и
достигать результата, иметь друзей, создать семью.
Основная проблема формирования интернет-зависимости зачастую не в этих детях, а
в их родителях. Ведь умение понимать людей, общаться закладывается в семье.
Чувства развиваются через их переживания, через разговоры, которые ведутся дома
во время ужина. Часто оказывается, что в семьях интернет-зависимых люди никогда
в жизни не ели за одним столом. Никогда!
Так как же вернуть человека в реальную жизнь из виртуальной? Механические
ограничения — программы по контролю доступа и даже попытки обрезать провода —
не помогут. Один мой пациент — студент — просто сбежал из дома, где родители
пытались его контролировать, в интернет-кафе и жил там неделю. Это довольно
распространённый случай. Кроме того, я категорически против помещения таких
людей в больницы или в специальные лагеря, как это делается в Китае. Временные
ограничения ничего не дают, если человека не научить дружить, если не изменить
его ценности. Первым делом нужно обратиться к психотерапевту — именно врачу,
чтобы исключить наличие других заболеваний. Ребёнок с вами наверняка не пойдёт.
Но, возможно, в этом и нет необходимости. Главное — изменить своё отношение к
детям должны сами родители.
Попались в
Сеть
Согласно статистике, в США от Интернета зависимы
3-5% взрослого населения. Боюсь, что это неточные данные. В Южной Корее
считают, что злоупотребляют Сетью 40% школьников, а от 10 до 15% — зависимы.
Примерно такие же цифры в Китае. В России эта проблема станет очень актуальной
в течение ближайших 10 лет. К нам уже обращаются не только из Москвы, но и из
других крупных городов. Тем временем специалистов в этой области — единицы.
Поэтому в ближайшее время мы с коллегами выпустим методический материал для
школьных психологов, учителей и родителей.
Сегодня значительная часть общения проходит в Интернете. И мы не знаем, какие изменения это повлечёт для будущего поколения: насколько важным будет для них живое индивидуальное общение, обмен эмоциями? Но уже очевидно, что злоупотребление виртуальной реальностью приводит к настоящей инвалидности. Мне известны молодые люди 30-35 лет, которые не могут работать, содержать и обслуживать себя. Родные кормят их с ложечки прямо возле компьютера.
Первые признаки интернет-зависимости:
• долгое нахождение в Сети,
• бесцельное её использование,
• вытеснение других интересов,
• снижение настроения, проявление агрессии при невозможности войти в Интернет.