Пояснительная записка
к учебному плану 1 - 4 классов
2014 - 2015 учебный год
Настоящий учебный план определяет объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по учебным предметам и годам обучения.
Учебный план разработан на основе:
- Закона Российской Федерации "Об образовании в РФ»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
- Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
- Приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный номер 22540);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2012 г. №1060 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373";
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования (с изменениями в ред. от 2013 года);
- Закона Свердловской области от 15.07.2013 №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;
- Устава ОУ;
- Основной образовательной программы начального общего образования
Реализация учебного плана на уровне начального общего образования направлена на формирование базовых основ и фундамента всего последующего обучения, в том числе:
- учебной деятельности, как системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- универсальных учебных действий;
- познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательные предметные области учебного плана: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности;
- приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
- формирование готовности к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей приведены в таблице.
№ |
Предметные области |
Основные задачи реализации содержания |
1 |
Филология |
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой |
2 |
Математика и информатика |
Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности |
3 |
Обществознание и естествознание |
Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения Эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. |
4 |
Искусство |
Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведении изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру |
5 |
Технология |
Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности |
6 |
Физическая культура |
Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. |
Изучение отдельных элементов основ безопасности жизнедеятельности предусмотрено в содержании интегрированного учебного предмета «Окружающий мир».
В учебном плане выделяется 3 часа на преподавание предмета «Физическая культура».
В 1-4 классах реализуется дидактическая система УМК «Школа России»
Организация учебной деятельности учащихся строится на основе системно - деятельностного подхода, который предполагает:
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
— проблемно-диалогическую технологию,
— технологию мини-исследования,
— технологию организации проектной деятельности,
— технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Обучение в первых классах в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 организуется только в первую смену при пятидневной неделе с максимально допустимой недельной нагрузкой в 21 академический час и дополнительными недельными каникулами в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не превышает для обучающихся 1 класса 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры.
Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 45 минут каждый).
Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 недели, во 2-4 классах – не менее 34 недель.
Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебную и внеурочную деятельность. В связи с тем, что обучение в начальных классах осуществляется в режиме 5-дневной рабочей недели, в структуре учебного плана 1-4 классов раздел «Часть, формируемая участниками образовательного процесса» реализуется только через внеурочную деятельность. В соответствии с ФГОС НОО внеурочная деятельность реализуется по направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное через оптимизационную модель: средствами создания объединений дополнительного образования, деятельности классных руководителей в соответствии со своими функциями и задачами, через разнообразные формы воспитывающей деятельности классных коллективов, социально-значимую, творческую деятельность обучающихся, систему развивающих занятий.
Начальное общее образование (1 - 4-е классы)
Предметные области |
Учебные предметы
Классы |
Количество часов в неделю |
Всего |
||||||
I |
II |
III |
IV |
||||||
Обязательная часть |
|||||||||
Филология |
Русский язык |
5 |
5 |
5 |
5 |
20 |
|||
Литературное чтение |
4 |
4 |
4 |
3 |
15 |
||||
Иностранный язык |
— |
2 |
2 |
2 |
6 |
||||
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
|||
Обществознание и естествознание |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|||
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики |
— |
— |
— |
1 |
1 |
|||
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
|||
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
||||
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
|||
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
|||
Итого |
21 |
23 |
23 |
23 |
90 |
||||
Часть, формируемая участниками образовательного процесса |
— |
- |
- |
- |
- |
||||
Максимально допустимая недельная нагрузка |
21 |
26 |
26 |
26 |
99 |
Начальное общее образование (1 - 4-е классы)
Предметные области |
Учебные предметы Классы |
Количество часов в год |
Всего |
||||||
I |
II |
III |
IV |
||||||
Обязательная часть |
|||||||||
Филология |
Русский язык |
165 |
170 |
170 |
170 |
675 |
|||
Литературное чтение |
132 |
136 |
136 |
102 |
506 |
||||
Иностранный язык |
- |
68 |
68 |
68 |
204 |
||||
Математика и информатика |
Математика |
132 |
136 |
136 |
136 |
540 |
|||
Обществознание и естествознание |
Окружающий мир |
66 |
68 |
68 |
68 |
270 |
|||
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики |
- |
- |
- |
34 |
34 |
|||
Искусство |
Музыка |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
|||
Изобразительное искусство |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
||||
Технология |
Технология |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
|||
Физическая культура |
Физическая культура |
99 |
102 |
102 |
102 |
405 |
|||
Итого |
693 |
782 |
782 |
782 |
3039 |
||||
Часть, формируемая участниками образовательного процесса |
- |
- |
- |
- |
- |
||||
Максимально допустимая недельная нагрузка |
693 |
884 |
884 |
884 |
3345 |